Вы здесь: Главная | Учащемуся | Живопись

Живопись

1. Понятие «цвет»

2. Приемы живописной техники

3.Живопись предметов

4. Виды живописи

1. ПОНЯТИЕ «ЦВЕТ»

Цвет окружает нас повсюду. Он такой же естественный компонент нашей жизни, как воздух, которым мы дышим. И все же в отдельные моменты, обратив внимание на какое-нибудь поразившее нас необычное цветовое сочетание, мы удивляемся и задаем себе вопрос – что же, собственно, представляет собой цвет?

Наукой доказано, что цветовое зрение отличает человека от большинства представителей животного мира. И поскольку зрение выполняет функции одного из основных каналов восприятия информации о внешнем мире, то именно цвет играет наиболее важную роль в процессе ее интерпретации.

Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Не существует, пожалуй, ни одной сферы деятельности человека, ни одной профессии, где бы не приходилось решать вопросы, связанные с цветом.

Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецепторы нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.

Изучение цвета велось уже в глубокой древности. Особенно интенсивно начали изучать явления, связанные с цветом, после открытия Ньютоном дифракции света. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, Ньютон получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов. Обычно полоску спектра изображают красками в виде цветового круга. Каждый цвет в нем занимает строго определенное место.

Цветовой круг

Все цвета круга называются хроматическими. Они обладают 3 свойствами:

  • цветовым тоном;
  • насыщенностью;
  • светлотой.

Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет как красный, синий и т.д. Это главный признак, отличающий хроматические цвета.

Цветовой тон

Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов и наилучшим образом выявляет цветовой тон данного цвета. Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь, с черным цветом.

Колонки

Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Светлота

Проценты

Ахроматическими называют белые, серые и черные цвета (некрасочные). Они обладают только светлотой.

Хроматизм

Для получения других цветов и различных оттенков пользуются приемом, называемым смешением. Наиболее частыми видами смешения в практике являются слагательное и вычитательное.

Вычитательное смешение основано на создании одного или нескольких красочных слоев, через которые проходят все лучи белого светового потока; при этом цветные лучи преломляются, поглощаются и отражаются, а в глаз попадают лишь те лучи, которые были вычтены красочным слоем из всего светового потока. Вычитательное смешение выполняют двумя способами: лессировкой и алла прима.

2. ПРИЕМЫ ЖИВОПИСНОЙ ТЕХНИКИ

Лессировка – это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой.

Лессировка

Алла прима – это прием получения цвета механическим смешением красок на палитре или вливанием одной красочной смеси в другую.

 Алла прима

Слагательное смешение основано на особенностях нашего зрительного восприятия. Человек на определенном отдалении многоцветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоянии, поэтому слагательное смешение иногда называют пространственным.

Три краски – красную, синюю и желтую – называют основными: смешивая их, получают многие другие цвета. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными.

Цветовой круг можно разделить на две части: теплую и холодную. Теплыми цветами будут: красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета (цвета огня и солнца). Холодными будут сине-зеленые, синие и фиолетовые цвета (цвета льда и луны).

В рисовании приходится уделять внимание вопросам восприятия цвета. Объективные свойства цвета сохраняются, но один и тот же цвет, помещенный в различную цветовую среду, будет восприниматься несколько различно.

Контраст светлотный. В тех случаях, когда в зависимости от других цветов изменяется светлота цвета, контраст называется светлотным. Под влиянием цвета, окружающего цветовое пятно, может изменяться светлота пятна независимо от того, являются ли фон и наблюдаемый на нем цвет хроматическими или ахроматическими. Так, цвет, окруженный белым фоном, кажется значительно темнее такого же цвета, помещенного на черный фон.

Контраст хроматический. Изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов носит название хроматического контраста. Всякий цвет в окружении других цветов будет восприниматься несколько иным: или приобретая цветной оттенок, или меняя свой цветовой тон, или изменяясь по насыщенности. Так, серый цвет, помещенный на синий фон, кажется желтоватым, на красном фоне – зеленоватым, на зеленом – с розоватым оттенком.

Одновременный контраст цветов. Когда одновременно изменяются и светлота, и цветовой тон в зависимости от соседнего цвета. Это явление носит название одновременного контраста.

Краевой контраст. Если взять несколько прямоугольников и покрыть каждый из них ровным серым цветом, причем каждый следующий прямоугольник делать несколько светлее предыдущего, то каждый из них будет восприниматься как бы закрашенным не ровным тоном, а с убывающей темнотой.

3. ЖИВОПИСЬ ПРЕДМЕТОВ

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удается графическими средствами – линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни, ее очарование, постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись – один из видов изобразительного искусства.

Цвет – главное изобразительное и выразительное средство в живописи – обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно. Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов. Задача живописи – не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого.

4. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

 Монументальная

Рафаэль Санти  «Станца делла Сеньятура: Афинская школа», 1511г. 

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочного панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито упрощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Декоративной живописью украшают и вещи: ларцы, шкатулки, поставцы, подносы, сундуки и пр. Ее темы и формы подчинены назначению вещей.

 Декоративная

Плюхина Евгения  "Декоративная живопись", 2006г.

Театрально-композиционная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля или представления. Декорация дает понятие о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие  того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

 Театрально-композиционная

Траурный зал. Эскиз декорации X картины . Эскиз Декорации К Драме М.Ю.Лермонтова Маскарад. 1917г.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших портретов.

 Миниатюрная

Миниатюрная живопись. Эмаль. XVII в.

Станковая живопись, выполняемая на станке – мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, бумагу, картон, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю, жизнь во всех ее проявлениях.

 Станковая

Живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую,  мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Масляная

Денисова Е. В. «Днестр», 1980г.

Темперная живопись  выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

 Темперная

Темпера на деревянной основе. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей Рублёв. XIV — XV вв.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

 Фресковая

Фреска — Рождение Венеры. Сандро Боттичелли. Итальянская классическая живопись. XV в.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками древнего Египта. Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые  краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

 Восковая

Зиник Ирина «Пейзаж в холодных тонах», 2014г.

Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т.д.

 Мозаичная

Сэнди Шиммель Голд «Портрет модели Твигги», XXI в.

Витражная живопись – произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

Витражная

Елена Сурикова «Комбинированный витраж», 2016г.

Живопись требует цельного видения, обеспечивающего восприятие цветовых отношений натуры, т.е. того цветового единства, которое связывает все ее элементы, разные по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Опытный живописец, знающий ограниченные возможности палитры красок, стремятся выявить и сохранить в своем произведении колористическую гармонию через пропорциональные отношения между всеми изображаемыми поверхностями по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Верно найденные цветовые отношения и придают живописи ту целостность и жизненность, которые мы наблюдаем в окружающем нас предметном мире.

Каждый предмет обладает своим собственным или предметным цветом; предметный цвет может изменяться под воздействием источника света и цветовой среды; освещенная часть предмета приобретает цветовые оттенки источника света; предметный цвет поверхностей приобретает цветовые оттенки рядом расположенных предметов, фона и предметной плоскости; все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определенной зависимости друг от друга, в определенных цветовых отношениях; реалистически правдиво изобразить натуру - значит передать пропорциональные натуре отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и светлоте, передать их цветовые различия.