Вы здесь: Главная | Учащемуся | Выдающиеся музыкальные деятели современности

Выдающиеся музыкальные деятели современности

I. Валерий Гергиев

    Биография 

    Творчество

II. Денис Мацуев

     Детство

     Учёба

     Сольные концерты и запись альбомов

     Общественная деятельность

III. Анна Нетребко

      Биография

      Карьера

IV. Дмитрий Хворостовский

      Детство и семья

      Профессиональная карьера

V. Владимир Спиваков

     Детство и семья

     Карьера скрипача Владимира Спивакова

     Карьера дирижера Владимира Спивакова

     Владимир Спиваков в настоящее время

ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ: БИОГРАФИЯ

Гергиев

 Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Его родители родом из Северной Осетии, отец командовал батальоном во время войны. К сожалению, когда Валерию исполнилось 13 лет, отца не стало. Детей воспитывала мать - у Гергиева есть две сестры.

В 7 лет женщина привела сына в музыкальную школу, где он быстро стал лучшим учеником. Уроки музыки и дворовые игры не мешали Валерию хорошо учиться в обычной школе – он участвовал в математических олимпиадах. До смерти отец успел научить сына всегда идти к своей цели и выполнять обещания, а еще любить семью.

В 1972 году Валерий Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию и проучился там 5 лет. По его словам, жизнь в общежитии стала его первой школой жизни. Там же он влюбился в русскую классику и Р. Вагнера, это была любовь с первой ноты, которую он пронес через всю жизнь.

ТВОРЧЕСТВО

Впервые Валерий Гергиев громко заявил о своем таланте еще в студенческие годы. Он участвовал в престижном международном фестивале-конкурсе имени Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил гран-при. Затем была следующая победа – на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.

После окончания консерватории Валерий Гергиев работал ассистентом дирижера в Кировском театре. Через год, в 1978 году он впервые встал за главный пульт. Его дирижерским дебютом была опера Сергея Прокофьева «Война и мир». Затем четыре года Гергиев руководил оркестром в Армении, а в 1988 году стал главным дирижером Кировского театра. С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989г. прошёл фестиваль, посвящённый 150-летию Модеста Мусоргского, в 1990г. – 150-летию Петра Чайковского, в 1991г. – 100-летию Сергея Прокофьева, в 1994г. – 150-летию Николая Римского-Корсакова. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не видевшие сцены сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в 21веке празднованием 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006г., 175-летия Петра Чайковского в 2015г., 125-летия Сергея Прокофьева в 2016г.

Но его главное достижение – Мариинский театр, который он возглавляет уже 20 лет. Валерий Гергиев стал художественным руководителем и директором «Мариинки» в 1996 году и делал все возможное и невозможное, чтобы его труппа стала лучшей в мире. С труппами своего театра худрук проводит 250 дней в году. За годы, проведенные в нем, он воспитал многих певцов мировой величины, обновил репертуар, включив в него произведения русских классиков.

 Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2).  С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017 года – во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение on-line трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня он почетный дирижер этого коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

 Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

ДЕНИС МАЦУЕВ: БИОГРАФИЯ

Мацуев

ДЕТСТВО ДЕНИСА МАЦУЕВА

Денис появился на свет 11 июня 1975 года в городе Иркутске. Его уникальный талант вполне можно отнести к наследственности, ведь практически вся семья была музыкальной.

Дедушка по материнской линии, Дмитрий Гомельский, был перкуссионистом (музыкант, который играет на ударных инструментах) и работал в оркестре Иркутского цирка.

Бабушка по отцовской линии, Раммуль Вера Альбертовна, по профессии была физиком, но это не мешало ей отлично играть на нескольких инструментах музыку из оперетт и советских кинофильмов. Именно она стала первой учительницей маленького Мацуева.

Папа Дениса, Мацуев Леонид Викторович, был пианистом и композитором, он написал музыку ко многим театральным постановкам в Иркутске. Мама, Ирина Дмитриевна, преподавала в музыкальных школах игру на фортепиано.

Родители, бабушки и дедушки с ранних лет поняли, что Денис растёт вундеркиндом. Но сам он не чувствовал себя каким-то особенным, понимал только, что некоторые вещи у него получаются лучше, чем у других. Например, произведение, которое обычно учат три месяца, Денис осваивал за два-три дня. Музыку он запоминал очень быстро, ноты заучивал наизусть, обладал уникальным слухом, мог подобрать любую мелодию.

С детства родители развивали в талантливом ребенке музыкальные навыки – Денис учился дома и в музыкальной школе по классу фортепиано. Вопроса выбора профессии перед Денисом не стояло никогда – с детства он знал, что будет пианистом.

Но еще любимым занятием будущего виртуоза-пианиста был футбол. Этот вид спорта он просто обожал, смотрел по телевизору, сам играл за дворовую команду. Поэтому, когда выпал шанс показать Дениса представителю музыкальной организации, собиравшей по всей России юные таланты, отцу пришлось пойти на хитрость.

 В 1990 году в Иркутск приехала основатель и президент фонда «Новые имена» Иветта Воронова. В городе был детский джазовый квартет, слава о котором докатилась до самой столицы, и Иветта Николаевна хотела его послушать. Местные музыканты из филармонии предложили отцу Дениса показать Вороновой своего уникального сына. И, по настоянию отца, Денис после футбольного матча в джинсах и майке вбежал на сцену филармонии, сыграл прелюдию Рахманинова и собрался убегать обратно. Его остановила Иветта Николаевна и сказала: «Постой, киска, мы хотим пригласить тебя в Москву».

В 1991 году Денис с родителями приехал в Москву. Время было ужасное, сразу после путча. Парню совсем не хотелось уезжать из родного Иркутска, от друзей и своей любимой дворовой футбольной команды. Но родители подкупили его, сказав, что в Москве он сможет ходить на большие стадионы и воочию смотреть матчи своего любимого «Спартака».

Снова помогла бабушка Вера Альбертовна. Когда-то она, физик по образованию и профессии, бросила работу и посвятила себя воспитанию внука, занимаясь с маленьким Денисом музыкой. Теперь она продала кооперативную квартиру в Иркутске, дала шестнадцать тысяч долларов, и на эти деньги семья Мацуевых снимала в Москве жильё.

УЧЁБА

В столице Денис начал обучаться в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. А уже спустя год он стал победителем международного конкурса. Кроме того, что ему была назначена стипендия фонда, Мацуев принимал участие в концертах классической музыки во многих странах Европы. Он проехал по столицам и крупным городам Нидерландов, Австрии, Франции и Великобритании, выступал перед генеральным секретарём НАТО Манфредом Вернером, британской королевой, папой римским Иоанном Павлом II, а перед российским Президентом Борисом Ельциным Мацуев играл шесть раз.

 В 1994 году Денис Мацуев оканчивает Центральную музыкальную школу и поступает в Московскую консерваторию, на семинар профессора, народного артиста Российской Федерации Алексея Наседкина. Начиная с третьего курса у Дениса преподавал Сергей Доренский, народный артист Российской Федерации, профессор.

 С 1995 года Денис становится солистом Московской академической филармонии. Это послужило толчком для открытия перед пианистом новых возможностей для концертной деятельности.

В 1998 году, в возрасте 23 лет, Денис Мацуев принял участие в ХI международном конкурсе имени П. И. Чайковского и стал его победителем.  Денис учился на последнем курсе консерватории.  

Конкурсное выступление было триумфальным. Его высоко оценили не только члены жюри, но и музыкальные критики, они отметили у молодого пианиста эмоциональный концертный стиль исполнения, который в то же время контрастировал со спокойной манерой. В зарубежных средствах массовой информации появилось множество положительных рецензий на выступление Мацуева.  

СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ ДЕНИСА МАЦУЕВА И ЗАПИСЬ АЛЬБОМОВ

Через год после победы в конкурсе имени Чайковского Денис с отличием оканчивает консерваторию. Первый сольный концерт пианиста проходит в 2004 году в Московском международном доме музыки. Светлановский зал дома музыки был набит до отказа. В том же 2004 году Денис Мацуев подписывает контракт с российскими представителями крупнейшего лейбла звукозаписи в мире – SONY BMG Music Entertainment.

Пианист Мацуев рано начал звездную карьеру.  В рамках контракта пианист занимается выпуском сольного проекта Tribute to Horowitz, который сразу же после выхода получает престижнейшую российскую профессиональную премию в области звукозаписи «Рекорд -2005». Следующий альбом Мацуева, выпущенный совместно с SONY BMG и содержащий записи «Времен года» Петра Чайковского и композиции Игоря Стравинского, в частности, фрагменты из балета «Петрушка», получает премию «Рекорд-2006». Еще один альбом, выпущенный в 2006 году, был записан совместно с симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (руководитель – Юрий Темирканов). Через год пианист познакомил слушателей с малоизвестными композициями Рахманинова, вошедшими в сольный альбом «Неизвестный Рахманинов». Записи альбомов чередовались с активными концертными выступлениями не только в Российской Федерации, но и в Европе, США.

В ноябре 2007 года Денис Мацуев с триумфом выступает в знаменитом Нью-Йоркском Carnegie Hall с сольной программой. Вскоре запись этого выступления появляется в виде альбома «Denis Matsuev. Concert at Carnegie Hall», ориентированного уже непосредственно на западного слушателя. Вскоре альбом расходится в США и Европе огромными тиражами.

В 2009 году Денис Мацуев совместно с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра выпускают альбом с сочинениями Рахманинова на новом, незадолго до этого организованном лейбле «Mariinsky-Live».

Денис Мацуев не только музыкант, но и общественный деятель. С середины 2000 годов Денис Мацуев выступает на концертных площадках по всей планете совместно со всемирно известными оркестрами – Чикагским симфоническим, Питтсбургским симфоническим, оркестром Баварского радио, Лейпцигским оркестром, симфоническим оркестром ВВС, оркестром Капитолия Тулузы, Европейским камерным оркестром и десятками других. Неоднократны также выступления пианиста с выдающимися современными дирижерами – Михаилом Плетневым, Марком Горенштейном, Владимиром Спиваковым и др.  

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕНИСА МАЦУЕВА

У Дениса есть одно незыблемое правило – свой гастрольный график он распределяет поровну между российскими и зарубежными слушателями. Особенно часто он выступает на родине, в сибирских городах. В своём первом серьёзном гастрольном туре он доехал до Читы, Магадана, Благовещенска, Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского.

Для него слушатели из российской глубинки также дороги, как и публика из «Карнеги-холл». Денис не умеет играть как-то по-особенному хорошо для элитной публики. Он выкладывается на сто процентов всегда и везде. Пианист считает своим долгом познакомить с шедеврами музыки людей, которые до этого никогда не слышали классику в живом исполнении.
Денис старается доставлять в такие глубинки рояли, чтобы дети могли заниматься в местных школах и клубах на хороших музыкальных инструментах. Пианист не забывает, что и сам родом из подобной глубинки. По его мнению, всё самое искреннее, правдивое и настоящее идёт именно из таких мест.

Сейчас его имя известно даже тем, кто не знаком с классической музыкой. Он один из немногих людей на планете, благодаря которым классика становится понятной, в этом ему помогают недюжинная харизма, темперамент и абсолютно искреннее желание донести шедевры мировой музыки до как можно большего числа людей.

Денис выступает с лучшими отечественными и зарубежными оркестрами и дирижёрами (Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Пааво Ярви, Владимир Спиваков, Джанандреа Нозеда, Михаил Плетнёв, Иван Фишер).

Мацуев всеми силами старается пробудить интерес к музыке у современной молодёжи. Для этого он организовывает различные детские и юношеские фестивали, конкурсы и смотры, берёт на себя руководство многими благотворительными программами на всей территории России. Так,

в 2004 году Денис выступил инициатором и художественным руководителем международного фестиваля классической музыки «Звезды на Байкале». Этот фестиваль проводится ежегодно и собирает все большее и большее количество ценителей и звезд классической музыки со всего мира. В феврале 2005 года Дениса избрали вице-президентом благотворительного фонда «Новые имена», в список приоритетных задач которого входит поиск и образование талантливых детей во всех регионах России. В 2008 году пианист избирается руководителем фонда. Помимо «Звезд на Байкале», Денис – художественный руководитель еще ряда крупных фестивалей, в числе которых – и музыкальный фестиваль Crescendo, площадки которого традиционно работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. С недавнего времени музыкант избирается арт-директором фонда им. С. В. Рахманинова.

 Денис по праву признан лидером нового поколения русских пианистов, достигших всемирной популярности. Начиная с 1993 года Мацуев постоянно участвует в международных музыкальных конкурсах, где неизменно удостаивается высоких наград. В 2006 году пианист становится заслуженным артистом Российской Федерации, входит в состав правительственного Совета по вопросам культуры и искусства при Президенте РФ. В 2010 году музыкант получает Государственную премию Российской Федерации в области искусства и литературы, с 2011 года имеет звание Народного артиста России.

  Не забывает пианист и родной Иркутск – в 2001 году музыкант открыл в городе «Дом музыки Дениса Мацуева» с концертным залом на шестьдесят человек.

Во время проведения зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году пианист выступил на церемонии закрытия. Это было незабываемое по своей вдохновенности выступление. А летом 2016 года Дениса избрали послом предстоящего Чемпионата мира по футболу-2018, который пройдёт в России.

АННА НЕТРЕБКО: БИОГРАФИЯ

Нетребко

Уникальным голосом Анны Нетребко – лирико-колоратурным сопрано – сегодня восхищаются миллионы людей в десятках стран мира. Оперная дива – одна из величайших исполнительниц современной России. Её роскошные сценические партии заставляют полюбить оперное пение даже тех, кто ранее прохладно воспринимал этот музыкальный жанр.

Перечислить все награды певицы возможно, но это займёт много времени. Выступлениям российской звезды рукоплескали слушатели лучших в мире концертных залов. Среди поклонников Нетребко видные политики, известные бизнесмены и деятели культуры, люди всех возрастных категорий и поколений.

Анна Нетребко появилась на свет в сентябре 1971 года в городе Краснодар. Предки Анны – донские казаки. Родители любили петь, но занимались этим не профессионально, для своего удовольствия: мама работала инженером связи, а отец был геологом. В Краснодаре прошло детство Ани, здесь же впервые проявилось и её увлечение музыкой.

Девочка начала развивать свой вокал в раннем возрасте. В школе её взяли в ансамбль «Кубанская пионерия». Вскоре она стала его солисткой. Этот знаменитый хор выступал не только в местном Дворце пионеров, но и гастролировал по стране.

Уже в средних классах школы Анна Нетребко поняла, что вся её дальнейшая жизнь будет связана с музыкой и вокалом. Получив аттестат зрелости, девушка отправилась в город на Неве. В северной столице она с лёгкостью поступила в музыкальное училище и была зачислена на курс Татьяны Борисовны Лебедь. 

Но спустя 2 года Анна покинула это учебное заведение, и, не желая терять драгоценного времени, решила продолжить учёбу в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на огромный конкурс, она поступила. Уже на вступительных экзаменах педагоги поняли, что перед ними будущая звезда оперы.

В 1990-ом Анна Нетребко была зачислена на курс известного педагога Тамары Дмитриевны Новиченко. Вскоре студентка победила на всероссийском конкурсе вокалистов имени Глинки, который проводился в Смоленске. Анна своим пением, что называется, сразила наповал жюри во главе со знаменитой оперной певицей и Народной артисткой СССР Ириной Архиповой. Члены жюри без раздумий и споров отдали юной исполнительнице первую премию. Эта победа сыграла огромное значение в дальнейшей биографии Анны Нетребко.

Талантливая и перспективная студентка ещё до окончания консерватории получила приглашение от самого Валерия Абисаловича Гергиева, художественного руководителя знаменитого Мариинского театра. Анна – полностью уверенная в своих силах – с лёгкостью прошла прослушивание и начала выступать на легендарных подмостках Мариинки.

КАРЬЕРА

Примечательно, что свою первую партию Нетребко получила сразу же после прослушивания. Валерий Гергиев был так поражён сильным и уникальным по своему тембру голосом девушки, что без раздумий доверил ей главную роль в музыкальном спектакле «Свадьба Фигаро».

Дебют был весьма успешен. Начиная с 1994 года, артистка регулярно появляется на сцене. Ей доверяют ключевые партии в спектаклях. Она быстро приобретает статус ведущей солистки Мариинского театра. Среди наиболее ярких её работ – роли в постановках «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Севильский цирюльник», «Царская невеста», «Дон Жуан», «Риголетто», «Богема» и многие другие.

С театральной труппой Мариинки Анна Нетребко много гастролирует. Она часто выезжает за рубеж. Её концерты с аншлагом проходят в Финляндии, Германии, Израиле, Латвии и других странах.

Увидели и услышали российского соловья и в Америке. На сцене в Сан-Франциско певица утопала в аплодисментах. Её слава становится мировой, а успех – международным.

Творческая биография Анны Нетребко развивалась стремительно. Знаковым в её карьере стал 2002 год, когда певица из широко известной превратилась в настоящую приму мировой оперы. Её выступление в составе Мариинского театра на сцене прославленной Метрополитен Опера в «Войне и мире» произвело настоящий фурор. В этом же году она спела в опере Моцарта «Дон Жуан» на Зальцбургском фестивале, что также многократно увеличило её популярность. А в 2004-ом Анна сыграла саму себя в американском кинофильме «Дневники принцессы 2».

Начиная с 2000-ых Анна Нетребко выпускает свои первые альбомы. В 2003 году меломаны приветствовали её дебютный студийный альбом «Opera Arias». Он становится одним из самых продаваемых. А в 2004 году певица дарит своим почитателям второй диск – «Sempre Libera». Он тоже в топе продаж.

Триумфом увенчался выход спектакля «Ромео и Джульетте», где звезда выступает в дуете с Роландо Вильясоном. Вскоре она снова выходит с ним на сцену в опере «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти.

Суперзвезда оперы решает сменить место жительства и в 2006-ом получает австрийское гражданство, сохраняя российское. Она гастролирует по всему миру с лучшими оркестрами и музыкантами планеты. Ей стоя рукоплещут Лондон, Санкт-Петербург, Вашингтон, Нью-Йорк и Вена.

Значимым и щедрым на награды для россиянки становится 2008 год. Анна Нетребко выступает с легендарными дирижерами мира. В названном году она снялась в главной роли в фильме-опере Роберта Дорнхольма «Богема». Неповторимый голос оперной дивы и её концерты пользуются огромной популярностью у меломанов, любителей классического исполнения.

Летом 2010 года Анна Нетребко и Филипп Киркоров исполнили на «Новой волне» песню «Голос». А в феврале 2012-го певица зарегистрирована как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина. Её великолепным сопрано открылась Олимпиада в Сочи: оперная дива исполнила гимн России.

В 2014-ом Анна Нетребко, чей патриотизм, активная гражданская позиция и любовь к родине никогда не ставились под сомнение, передала миллион рублей на восстановление повреждённого в результате боевых действий театра «Донбасс Опера» в Донецке. МИД Австрии негативно оценило этот поступок. Шквал критики обрушился на авиакомпанию «Austrian Airlines», «лицом» которой певица была по условиям контракта с мая по ноябрь 2014 года.

Летом 2015 года Анна Нетребко вместе с коллегами – басом Ильдаром Абдразаковым, тенором Александром Антоненко и меццо-сопрано Екатериной Губановой – отправилась в европейское турне, которое мэтры посвятили памяти Елены Образцовой. В финале турне, на концерте в Московской консерватории все участники устроили костюмированный флэшмоб, чтобы поддержать проходящего в Лондоне курс лечения Дмитрия Хворостовского.

В октябре 2016-го в Большом театре состоялась премьера оперы гениального Джакомо Пуччини «Манон Леско». Главные партии в спектакле исполнили Анна Нетребко и ее муж Юсиф Эйвазов. Премьера стала настоящим событием для любителей искусства. Поговаривают, что спекулянты продавали билеты на оперу за 150 тысяч рублей.

Сама Анна Нетребко призналась, что участие в знаменитой опере ей дорогого стоило. Ведь это произведение требует невероятно много сил, физических и душевных. Оно не для частого исполнения, потому что «разрушает всё в организме, начиная с голоса и заканчивая душевным равновесием».

Певица активно участвует в благотворительных акциях и программах в России, а также за рубежом. Она помогает благотворительному международному фонду «Рериховское наследие», детям – пациентам ортопедического института имени Турнера, который находится в городе Пушкино, участвует в специальном проекте «Anna», направленном на оказание помощи детдомам Калининграда, а также Калининградской области.

ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ

Хворостовский

Дмитрий Хворостовский – один из самых известных оперных певцов современности. Его драматический баритон пьянит и завораживает, интонации его вокальных партий пробирают до дрожи. В послужном списке певца значится огромное количество наград и званий: Народный артист РФ, лауреат почетной премии имени Глинки, обладатель награды Opera News Award – международной премии, вручаемой за вклад в оперное искусство.

ДЕТСТВО И СЕМЬЯ

Свои первые уроки музыки появившийся на свет в интеллигентной семье из Красноярска Дмитрий Хворостовский получил еще в раннем детстве. Его отец, инженер-химик, в душе всегда лелеял любовь к пению. Как вспоминал сам Дмитрий, у Хворостовского-старшего был красивый глубокий баритон. Кроме того, отец мальчика прекрасно умел играть на рояле, а потому в доме семьи Хворостовских всегда звучала музыка. В личной коллекции Александра Степановича (а именно так звали отца будущего певца) было множество редких пластинок. Среди них были альбомы Тито Гобби, Энрико Карузо, Марии Калласс, Этторе Бастианини, Фёдора Шаляпина, Марио Ланца... Неудивительно, что Дмитрий полюбил классику уже в юном возрасте.
          Как отмечали родные Хворостовского, впервые запеть он решился в четыре года. В скором времени маленький Дима вместе с отцом начал осваивать рояль и без проблем поступил в музыкальную школу. Весьма примечательно, что первые учителя видели в мальчике будущего великого пианиста, а вовсе не оперного певца. Что касается общеобразовательной школы, тут все складывалось не столь радужно. В выпускном классе Дмитрию написали такую разгромную характеристику, что он предпочел забыть школьные годы как страшный сон.

Многие советовали ему поступать в Красноярское училище искусств, где занимаются огранкой музыкальных талантов с начала XX века. Однако неожиданно для всех Дмитрий выбрал местное педагогическое училище им. Горького, которое считалось менее престижным, да и находилось значительно дальше от его дома. Здесь будущий певец получил специальность преподавателя музыки. В то же время он начал увлекаться новомодными музыкальными направлениями, среди которых был и хард-рок.
         Некоторое время Дмитрий Хворостовский выступал вместе с полулюбительской музыкальной группой, а затем решился подать документы в Красноярское училище искусств, которое в тот период приобрело статус института и стало именоваться Красноярским государственным институтом искусств. Молодой человек стремился попасть в класс Екатерины Иофель, педагога с мировым именем, взрастившей не одного будущего гения оперного пения. Под началом этой чуткой женщины Дмитрий несколько лет изучал особенности оперного вокала. Как признавался сам музыкант, советы и наставления институтского педагога он пронес через всю жизнь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Карьеру оперного певца Дмитрий Хворостовский начал на сцене родного Красноярска, в местном театре оперы и балета, где выступал с 1985 (начал еще на третьем курсе института) по 1990 год. В скором времени он стал признанной звездой красноярской сцены и появлялся практически во всех крупных постановках Государственного театра оперы и балета: «Пиковая дама», «Иоланта», «Травиата», «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы».

В скором времени талант Хворостовского отметили и за пределами его родного Красноярска. В 1987 году он стал победителем Всероссийского конкурса вокалистов, а несколькими месяцами позднее – уже Всесоюзного конкурса вокалистов им.М.Глинки, который проходил в Баку.
         Хворостовский начал много гастролировать по России и другим республикам Советского союза. В 1988 году состоялся дебют молодого певца и на европейской сцене – Дмитрий Хворостовский исполнил партию Елецкого из постановки «Пиковая дама» на сцене оперного театра Ниццы.           Но это было лишь начало. В 1989 году Дмитрий Хворостовский получил Гран-при международного конкурса «Кардиффские голоса». С этого момента о молодом оперном певце заговорила вся Европа. Хворостовский разрушил стереотипы о том, как должен выглядеть оперный певец: атлетичное тело в аккуратном смокинге и пепельная грива волос даже принесли ему место в рейтинге самых красивых людей мира по версии издания People. Кстати, волосы у Дмитрия поседели очень рано – так уж «выпали» гены.

В дальнейшем российский исполнитель получил ангажементы в оперных театрах с мировой известностью. Его голос звучал со сцены Берлинской и Баварской государственной оперы, лондонского Королевского театра «Ковент-Гарден», миланской оперы Ла-Скала, Нью-йоркской Метрополитен-оперы. На родине площадкой для концертов исполнителя стали петербургский Мариинский театр, московский театр «Новая опера».
          Дмитрий Хворостовский стал первым оперным певцом, давшим сольный концерт на Красной площади. Это выступление, положившее начало большому гастрольному туру по городам России, транслировалось в прямом эфире 25-ти стран мира. Аккомпанировал Дмитрию Государственный академический камерный оркестр России под дирижерством Константина Орбеляна.

Из-за болезни Дмитрий Хворостовский ушел из жизни 22 ноября 2017 года.

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ

Спиваков

Владимир Спиваков – это человек, сумевший стать настоящей легендой в своей профессии. Талантливый скрипач, виртуозный дирижер, основатель популярного оркестра – но только ли это известно о нашем сегодняшнем герое? Конечно, нет. Ведь интересные страницы можно отыскать в биографии практически любого человека. И Владимир Спиваков является прекрасным подтверждением истинности этих слов.

ДЕТСТВО И СЕМЬЯ

Будущий известный музыкант появился на свет в городке Черниковске (ныне пригород Уфы) 12 сентября 1944 года. По своему происхождению Владимир Теодорович относится к еврейской национальности, однако в Израиле музыкант бывает достаточно редко. Раскрывая тему семьи дирижера, отметим, что с музыкой тесным образом была связана только лишь мать нашего сегодняшнего героя. До войны женщина жила и выступала в Ленинграде, появляясь на сцене преимущественно в качестве пианистки. Что касается отца Владимира Спивакова, то он всю свою жизнь работал инженером.

После окончания военных действий в СССР семья Спиваковых переехала назад в город над Невой. В Ленинграде будущий дирижер начал посещать специальную музыкальную школу, действующую при Ленинградской консерватории. Именно здесь Владимир начал впервые проявлять свои неординарные творческие способности. Уже в тринадцать лет он стал лауреатом премии «Белые ночи», а некоторое время спустя дебютировал в качестве скрипача на легендарной сцене Ленинградской консерватории. После окончания музыкальной школы наш сегодняшний герой переехал в Москву, где впоследствии в течение нескольких лет оттачивал свое врожденное мастерство в Московской консерватории. Стоит отметить, что и здесь Владимир Спиваков четко выделялся из числа других студентов. Еще в студенческие годы он стал победителем международных конкурсов в Париже и Генуе. После этого некоторое время специальные уроки для молодого скрипача давал выдающийся музыкант Давид Ойстрах. Во многом именно благодаря ему уже в 1969-м году Спиваков получил премию фестиваля имени Чайковского, а также стал лауреатом конкурса музыкантов в канадском Монреале.

КАРЬЕРА СКРИПАЧА ВЛАДИМИРА СПИВАКОВА

В 1975-м году Владимир Спиваков начал впервые профессионально выступать на сцене в качестве солиста-скрипача. Дебютным для нашего сегодняшнего героя в этом плане стало выступление в Нью-йоркском Линкольн-центре. После этого было долгое турне по городам Америки, после которого молодой музыкант получил множество восторженных отзывов, а также стал настоящей звездой классической сцены. Его начали приглашать лучшие оркестры мира. И подобным шансом скрипач воспользовался сполна. 
         В разные годы он появлялся на сцене вместе с оркестрами Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Вены, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Чикаго, Филадельфии и многих других городов. В качестве скрипача наш сегодняшний герой стал очень популярен. Однако в какой-то момент Владимир Спиваков почувствовал, что способен на большее. Сократив интенсивность выступлений, Владимир Теодорович начал учиться дирижерскому искусству и уже скоро предстал перед восторженными зрителями в принципиально новом амплуа.

КАРЬЕРА ДИРИЖЕРА ВЛАДИМИРА СПИВАКОВА

Как признается сам музыкант, его профессиональному становлению в новом качестве помог опыт работы с такими известными дирижерами как Е. Светланов, М. Ростропович, Р. Мути, Е. Мравинский, К. М. Джулини, К. Аббадо и др. В 1979-м году наш сегодняшний герой собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которой впоследствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Коллектив получил название «Виртуозы Москвы». Стоит отметить, что и по сей день Владимир Спиваков работает с ним в качестве дирижера, художественного руководителя и солиста.

   С первых выступлений оркестра Владимиру Спивакову сопутствовал успех, который не оставляет его уже более тридцати лет. Сегодня Спиваков и «Виртуозы Москвы» часто дают концерты в самых разных городах планеты, а также участвуют в различных международных фестивалях. Среди наиболее известных выступлений концерты в Зальцбурге, Эдинбурге, Нью-Йорке, Флоренции и многих других регионах Земли.

Стоит отметить, что в качестве дирижера Владимир Спиваков  выступает также и с другими коллективами. В разные годы он появлялся на сцене с Чикагским, Кливлендским, Лондонским, Филадельфийским и Будапештским оркестрами. Кроме того, талантливый музыкант выступал также с оркестром театра «Ла Скала», музыкальными труппами Французского радио и Кёльнской филармонии. В течение четырех лет наш сегодняшний герой также являлся руководителем Российского национального оркестра. В январе 2003-го года Владимир Спиваков возглавил хорошо известный ныне Национальный филармонический оркестр России, который когда-то сам же и создал.

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

На данный момент впечатляющая дискография Владимира Спивакова включает в себя более сорока музыкальных произведений. Спектр его музыкальных стилей варьируется от мелодий европейского барокко до классических авторских партий Канчели, Прокофьева, Пярта, Шнитке, Шостаковича и многих других композиторов. Выступления Владимира Спивакова нередко проводятся на благотворительной основе.
          За свой выдающийся вклад в музыкальное искусство Владимир Спиваков был удостоен многочисленных наград. Так, в частности, в его личной коллекции есть звание Народного артиста СССР, орден «За заслуги» III степени (Украина и Россия), орден Дружбы народов, звание кавалера ордена Почетного легиона, а также многие другие регалии. В настоящее время Владимир Спиваков все также гастролирует по свету.