Вы здесь: Главная | Учащемуся | Композиторы ХIХ - ХХ века

Композиторы ХIХ - ХХ века

1. А.Н.Скрябин

2. С.С.Рахманинов

3. И.Ф.Стравинский

4. С.С.Прокофьев

5. Д.Д.Шостакович

7.Г.В.Свиридов

8. В.А.Гаврилин

9.М.Л.Таривердиев

10.А.В.Александров

11.А.И.Хачатурян

12.А.П.Петров

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ХIХ -  ХХ ВЕКА.

Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 - 1915)

Скрябин

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.

 Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. Вначале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке - как концертирующий пианист - композитор гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.

 Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.

 Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эффектов.

 Последняя незаконченная "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

 Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."

 Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943)

Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

 Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассицизм, - и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.

 В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последние сочинения - Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова: "Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."

 "Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность."

 "Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран».

 Цитата о С.В.Рахманинове:  "Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото - в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека." И.Гофман

 "Музыка Рахманинова - это Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание». А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Стравинский

 Игорь Фёдорович Стравинский - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

 Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.

 В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".

 Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.

 Последнее высшее достижение Стравинского - "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.

 В творчестве Стравинского выделяется одна уникальная черта - "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета - каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

 Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"

 Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... " Д.Шостакович.

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.  Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался сочинением музыки, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков.

Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма.

С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

 Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой - он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам - острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы.

 Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

 Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

 Цитата С.С.Прокофьева: "Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…"

 "Я - проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному"

 Цитата о С.С.Прокофьеве: "... все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

 Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им "девятерные" шахматы - доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975)

Шостакович 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

 Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом - так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже вначале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.

 До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.

 Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насыщенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

 Несмотря на то, что сам Шостакович был "домашним" композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди. Цитата Д.Д.Шостаковича: "Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи».

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (1915 – 1998)

Свиридов

Родился(3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — умер 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).

Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии.Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), перебазированное в августе 1941 в город Бирск Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов.

В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения:

Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956);.«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская премия, 1960); «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968); музыка к фильму «Метель» (1964); «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972); «Пушкинский венок» для хора (1979).

Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР.

Гаврилин Валерий Александрович (1939 – 1999)

Гаврилин

Родился 17 августа 1939, Череповец, Вологодская область — умер 28 января 1999, Санкт-Петербург. Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (25.05.1979). Народный артист РСФСР (2.04.1985).

 Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.

 В 1958 году поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории занимался в аспирантуре.

 С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Вологодская филармония носит имя Гаврилина.

 Сочинения:

 Балет:

«Анюта», либретто А. А. Белинского по А. П. Чехову, постановка В. В. Васильева (1982)

«Тараканище», симфоническая сюита (1963)

Музыка к спектаклям (36):

Песни для голоса и ф-но, произведения для хора («Перезвоны») и инструментального ансамбля.

Таривердиев Микаэл Леонович (1931 – 1996)

Таривердиев

Родился 15 августа 1931 года в Тифлисе, Грузинская ССР, ЗСФСР. Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (4.12.1979). Народный артист РСФСР (7.02.1986).

 Родился в армянской семье. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

 Окончил Институт имени Гнесиных (1957, педагог Арам Хачатурян).

 В кино — с 1958 года («Юность наших отцов»), оформил 134 фильма (игровых, анимационных и документальных).

 Автор оперы «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1975); музыки для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано, скрипичных концертов, вокальных циклов на стихи Л. Н. Мартынова, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, М. И. Цветаевой, музыки для театра.

 Театральные работы

«Прощай, оружие!» 1966 год, театр ЛЕНКОМ, режиссер А. Гинзбург

«Герой нашего времени» 1966 год, Театр на Таганке, режиссер Ю. Любимов

В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».

 Умер 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актёр», похоронен на Армянском кладбище Москвы.

Призы и награды

Лауреат Государственной премии СССР (1977 — за музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром»).

 Орден Трудового Красного Знамени (1982) — за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны».

Александр Васильевич Александров (1883 – 1946)

Александров

Алекса́ндрВаси́льевичАлекса́ндров родился 1 апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния, Российская империя — умер 8 июля 1946, Берлин, Германия — советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР.

Дата и место захоронения: Новодевичье кладбище, Москва

Музыкальная группа: Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова (1928 г. – 1946 г.)

Сочинения:

Автор музыки Гимна России

Песни

Катюша

Смуглянка

Гимн России

Шли солдаты

Марш Будённого

Журавли 

Арам Ильич Хачатурян (1903-1978)

Хачатурян

Армянский композитор, родился 24 мая (6 июня) 1903 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Он был четвертым сыном в семье бедного ремесленника.

В детстве и отрочестве не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом и в 1922 поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он занимался на виолончели, а затем перешел в класс композиции.

Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории в классах Н.Я.Мясковского и Г.И.Литинского (1929-1934). Такие сочинения, как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932) и Первая симфония (1934), сразу обнаружили и выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна, и его тяготение к артистичному и естественному соединению восточных народных мелосов и ритмов с традиционными европейскими формами. Среди его произведений — ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром;  Вторая симфония (1943); два тематически связанных балета — Счастье (1939) и Гаянэ (1942), балет Спартак (1954). На основе балета Гаянэ, были составлены три оркестровые сюиты, одна из которых включает всемирно известный Танец с саблями; еще одна популярная сюита состоит из фрагментов музыки к спектаклю Малого театра «Маскарад» по драме Лермонтова.

 Много написал интересных произведений для фортепиано для детей.

ПЕТРОВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ (1930 – 2006)

Петров

Родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй был эвакуирован в Сибирь. По словам Андрея Петрова, решение стать композитором он принял в 1945 году под впечатлением от кинофильма «Большой вальс» об Иоганне Штраусе.

Окончил музыкальное училище имени Н. Римского-Корсакова (1945—1949), а затем Ленинградскую государственную консерваторию по классу композиции (1949—1954). Ученик Ореста Александровича Евлахова

Работал преподавателем в музыкальном училище. В 1954—1958 гг. — редактор Ленинградского отделения издательства «Музыка».

Творчество Андрея Петрова очень многообразно. Ему принадлежат как популярные мелодии к кинофильмам, музыка к песням и романсам, так и произведения серьёзной (академической) музыки — балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты.

С 1955 года А. П. Петров являлся членом Союза композиторов СССР (с 1965 — секретарь правления СК РСФСР и СК СССР). Долгие годы он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1964—1991) Избирался народным депутатом СССР.

Скончался 15 февраля 2006 года. «Он ушёл, оставив нам свою музыку. Искреннюю, страстную, легкую, чистую»

Об Андрее Петрове был снят документальный фильм «Гений музыки для всех».

В своем творчестве А. Петров развивал традиции русской классической музыки, а также Д. Шостаковича, который писал: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. А. Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью….»

Сочинения:

1. Произведения для музыкального театра:«Сотворение мира», балет;  «Пётр Первый», музыкально-драматические фрески (опера); «Мастер и Маргарита», балет; «Капитанская дочка», мюзикл.

2. Оркестровые и вокально-оркестровые произведения:«Пионерская сюита» для оркестра;  «Поэма» (Памяти погибших в годы блокады Ленинграда);  «Синяя птица», симфоническая фантазия.

3. Камерные вокальные и инструментальные произведения: Романсы на стихи башкирских поэтов X. Карима и М. Карима.

4. Музыка к драматическим спектаклям: «Болдинская осень».

Премии:

1967 — Государственная премия СССР — за песни написанные в 1964—1965 годах: «Песня о моём отце», «Голубые города», «Песня о друге», «На кургане», «Я шагаю по Москве».

1995 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — за симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита» и концерт для фортепиано с оркестром.

Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Награды и звания:

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 сентября 2005) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность[7]

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 августа 2000) — за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства[8]

Андрей Петров написал музыку к более чем 80 кинофильмам:

«Белый Бим Чёрное ухо»; «Служебный роман»; «Гараж»; «Осенний марафон»; «Вокзал для двоих».